• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:14 

Халтура и безобразие

"Всему виной поздние обеды и Французская революция" (с)
Хочу излить в недра дорогого дневника селевой поток возмущения и праведного гнева. Купил я тут недавно недорогую б/у-шную книжонку под названием "Основы философии", 2004 г., автор некто Бабаев, якобы доктор философских наук и преподаватель со скольки-то-там-летним стажем. Я, конечно, особых надежд на подобное чтиво не возлагаю, да и книжка была приобретена с сугубо утилитарной целью систематизации знаний, чтобы не жалко было в ней подчеркивать и всякое такое, а потом, после проработки, с чистой совестью выкинуть (для более возвышенных целей у меня хотя бы тот же Рассел имеется). Но результат от знакомства превзошел все мои худшие опасения.

В том, что касается собственно философии, автор еще более-менее натаскан (каких-то вопиющих косяков я не заметил, если не считать склонности к легкому, элегантно-небрежному перевиранию дат и имен). Но в остальном...

В первый раз я опешил, когда автор, говоря о младогегельянцах, которые Фейербах, Бауэры, Руге и проч. (к ним еще небезызвестные Маркс и Энгельс одно время были близки), обозвал их движение "Буря и натиск" (!!!) и объяснил, что, дескать, литературная характеристика типичного участника движения содержится в произведении И.В.Гете "Страдания юного Вертера" (!!!!!!). Во второй - когда автор, абстрактно рассуждая о культурных ценностях, ошеломляет нас открытием, что "во времена Пушкина гораздо популярнее, чем Пушкин, был поэт Метерлинк", и типа, где он сейчас, тот Метерлинк, а вот Пушкин - нашевсё. (Сдается мне, он считает Пушкина и Метерлинка не только современниками, но и соотечественниками, иначе аналогия неясна.)

Но когда он попутал герметику с герменевтикой, я просто сполз пацтол. Поясню, в данной главе шла речь о Древнем Египте, и под эту лавочку - о "Гермесе Трисмегисте", "он же бог Тот". В этой связи и было употреблено словосочетание "герменевтика Древнего Египта". (Интересно, зачем она им вообще в их Древнем Египте была нужна?)

Дальше я читать не стал, с меня хватило тёплой компании в лице Тота-герменевта, незадачливого "поэта Метерлинка" и Фейербаха в синем вертеровском фраке, осуществляющего "штурм унд дранг" (нах остен, видимо). :roof:

В общем, приятно, конечно, читая подобную белиберду, осознавать, какой ты весь из себя эрудированный и умный. :cool: Но, с другой стороны, "книга рекомендована для студентов" и т.п., - а ну как кто-нибудь всерьез воспримет? Халтура и безобразие, короче говоря. Всё, закругляюсь, дабы не перейти от безобидного брюзжания к неуместным обобщениям. С первым постом меня, кстати.
запись создана: 15.08.2013 в 15:41

@темы: dear diary

17:26 

Эмиль Сиоран (Чоран)

"Всему виной поздние обеды и Французская революция" (с)
Экзегеза падения

Каждый из нас рождается с какой-то долей чистоты, обреченной сходить на
нет в процессе общения с людьми, этого предательства по отношению к нашему
одиночеству. Ибо каждый из нас делает все возможное и невозможное, лишь бы
уйти от самого себя. Ближний - это не фатальность, но искушение
вырождением. Неспособные сохранить наши руки чистыми, а сердца
незапятнанными, мы оскверняем себя соприкосновением с чужим потом; мы
барахтаемся в болоте единодушия, наслаждаясь приступами омерзения и
принюхиваясь к зловониям. А когда нас начинают одолевать мечты о морях
святой воды, то оказывается, что мы поздно спохватились и что наша слишком
глубокая оскверненность не позволяет нам в них погрузиться: мир заполняет
наше одиночество и следы других в нас становятся неизгладимыми.
Среди живых существ лишь человек внушает постоянное отвращение. Зверь
вызывает мимолетное чувство гадливости, и оно не усиливается затем, не
получает развития в наших мыслях, тогда как наши собратья обустраиваются в
нашем сознании, разрушая механизм нашего отречения от мира и превращая наше
самоотречение и бездействие в систему. После каждой из бесед, утонченность
которых уже является обвинительным актом соответствующей ей цивилизации,
невозможно не пожалеть о Сахаре и не позавидовать растениям или бесконечным
монологам животных.
Если благодаря каждому произнесенному нами слову мы и одерживаем победу
над небытием, то лишь затем, чтобы тут же с еще большей силой испытать его
власть над собой. Мы умираем по мере того, как разбрасываем вокруг себя
слова... у говорящих нет секретов. И мы все говорим. Мы выдаем себя, мы
выставляем напоказ наше сердце; каждый из нас, палач неизреченного, изо всех
сил старается разрушить все тайны на свете, начиная со своих собственных. А
когда мы встречаемся с другими, то только для того, чтобы опозориться в
совместном забеге в пустоту, обмениваясь мыслями, в чем-то признаваясь или
интригуя. Любопытство стало причиной не только первого грехопадения. Оно и в
наши дни вызывает бесчисленные и ежедневные падения. Жизнь есть не что иное,
как жажда падения, жажда торговать с помощью диалогов девственным
одиночеством души, жизнь - это существующее с незапамятных времен
каждодневное отрицание Рая. Человеку следовало бы слушать лишь самого себя в
бесконечном экстазе непередаваемого слова, изобретать слова для своего
собственного молчания и созвучия, что слышны лишь его одиноким скорбям. Но
он, будучи вселенским болтуном, говорит от имени других; его "я" любит
множественное число. А говорящий от имени других - это непременно
самозванец. Политики, реформаторы и вообще все те, кто говорит о себе как о
представителе коллектива, попросту шулеры. Только у художника ложь не
тотальна, так как он сочиняет лишь себя. Если не считать моментов, когда
отдаешься воле невыразимого, когда погружаешься в мир безутешных и
бессловесных волнений, жизнь - это просто несмолкаемый грохот над лишенным
координат пространством, а вселенная - геометрия, пораженная эпилепсией.
(Подразумеваемое множественное число безличных местоимений и
высказанное множественное число местоимения "мы" образуют удобное убе-
жище для лжесуществования. Только поэт берет на себя
ответственность за "я", только он говорит от собственного имени, только он
имеет на это право. Поэзия вырождается, когда становится проницаемой для
пророчества или для доктрины: "миссия" удушает песню, идея не дает ей
взлететь. "Героическая" сторона Шелли делает устаревшей
значительнейшую часть его творчества: вот Шекспир, тот, к счастью, никогда
ничему не "служил".
Торжество неподлинности имеет место как в философской деятельности,
этом царстве безличных местоимений, так и в деятельности пророческой
(религиозной, моральной или политической), этом апофеозе местоимения "мы".
Дефиниция - это ложь отвлеченного духа, а вдохновенная формула -- это ложь
духа воинственного; дефиниция всегда лежит в основании храма, а формула
собирает в нем верующих. Так начинаются все учения.
Как же тут не обратиться к поэзии? Ее - как и жизнь - оправдывает то,
что она ничего не доказывает.)




Такой вот образчик высокохудожественного философического отчаяния. :) Лет 6-7 назад я бы аплодировал стоя, но сейчас не буду. Не знаю, в чем дело, - то ли годы, проведённые в "левой" среде, развили мой социальный интеллект и посеяли в мозг ядовитые плевелы коллективизма, то ли еще что, но сейчас мне видится нечто мелкое, досадно ограниченное и даже гадкое во всём этом карманном байронизме.
Ко всему прочему, два кажущихся взаимоисключающими параграфа романтического мировосприятия (а влияние романтизма на Сиорана/Чорана несомненно), - идея всеединства и образ благородного героя, гордого одиночки, отвергающего мир и миром отверженного, - не столь уж противоречат друг другу. Да, все конечное существует в бесконечном и через него, все мы - импликации универсума, Логоса, космоса, Брахмана, Абсолюта etc, - кому что больше нравится. Но на этом едином игровом поле у каждого - своя локальная война с темнотой, тем самым древним Хаосом, противостоящим Логосу. И у каждого - своя победа над темнотой, и своё же поражение от неё. Так что principle individui никак не противоречит идее единой и неделимой Вселенной. И, вообще говоря, если отбросить в сторону спекулятивные рассуждения, - что есть существование? Пресловутое "lieben und arbeiten", - и всё та же непрерывная война, в которой нет победителей и побеждённых (или диалектика, для предпочитающих более утонченную терминологию). А смерти - нет :)

@темы: цитаты, рефлексия

11:58 

Печаль

"Всему виной поздние обеды и Французская революция" (с)
Поисковая система донесла, что в дайрях тоже не с кем поговорить про берлинско-йенский романтизм. Сие уныло и печально. Даже не верится, что тема настолько непопулярна.

Тяжело мне всё-таки без вербализации всего, что дорого и ценно. А монологический формат изрядно надоел, хочется уже обратной связи, что ли.

@темы: sehnsucht

12:07 

Каролина

"Всему виной поздние обеды и Французская революция" (с)
Вчера замечательной в своём роде женщине Каролине Михаэлис-Бёмер-Шлегель-Шеллинг исполнилось 250 лет :flower:




Поздравляем женщину Каролину и вместо пышных слов делимся ссылкой на замечательный сайт Дугласа Стотта, посвящённый нашей героине в частности и раннему немецкому романтизму вообще Caroline Schelling

@темы: немецкий романтизм

10:01 

Опросник Кеттелла

"Всему виной поздние обеды и Французская революция" (с)
Пол: M Возраст:301-10

A: 4
B: 10
C: 5
E: 7
F: 6
G: 2
H: 4
I: 6
L: 10
M: 7
N: 3
Q: 5
Q1:8
Q2:8
Q3:3
Q4:6
ОСНОВНАЯ ИНТЕPПPЕТАЦИЯ:
ПЕРВИЧНЫЕ ФАКТОРЫ (постоянно проявляющиеся):
Высокий IQ: сообразительный, обучаем, интеллектуальный.
Низкая суперэго-сила: недостаточно усвоены общепpинятые моpальные ноpмы.
Подозрительный: ревнивый, высокомерен, догматичный, соpевновательный.
Наивность: простой, естественный, пpямой, непосредственный, непpоницательный.
Pадикализм: экспериментатор, аналитик, свободномыслящий.
Независимость: находчивый, независим от гpуппы, самостоятельный, pешительный.
Низкая интегpиpованность: следует своим побуждениям, малоконтpолиpуем.
ЛАТЕНТНЫЕ ФАКТОРЫ (имеющие тенденцию к проявлению):
Шизотимия: кpитичный, эмоционально сух,скpытен,обособлен, холоден.
Доминирование: властный, напоpистый, упрямый, настойчивый, непpеклонный.
Социальная pобость: застенчивый, настороженный, робкий, опасливый.
Аутичный: богатое воображение, богемный, поглащен своими идеями, рассеян.
ВТОРИЧНЫЕ ФАКТОРЫ (интегративные свойства):
Высокая общая тревожность. Беспокойный, пессимистичный, невротичный.
Независимый. Самоопределяемый, критичный, оказывает влияние на других.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ИНТЕЛЛЕКТ: ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. СПОСОБЕН К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ
ЭМОЦИИ: НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ. ХРОНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
ВОЛЯ: НИЗКАЯ СИЛА ВОЛИ. ДЕЙСТВУЕТ ИМПУЛЬСИВНО, 'ПО-НАСТРОЕНИЮ'
МОРАЛЬ: МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ЛИБО НЕУСВОЕНЫ, ЛИБО СУГУБО ЛИЧНЫЕ ИЛИ КОРПОРАТИВНЫЕ
ЛИДЕРСТВО: РЕАЛЬНЫЙ ИЛИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЛИДЕР. СКЛОНЕН К РУКОВОДСТВУ
ОБЩЕНИЕ: ДОСТАТОЧНО КОММУНИКАТИВЕН. НО В ОБЩЕНИИ ПРЕДПОЧИТАЕТ СВОЙ КРУГ
СТИЛЬ РАБОТЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ: СКЛОНЕН К РАБОТЕ НЕ ТРЕБУЮЩЕЙ ВЫСОКОЙ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МОТИВАЦИЯ: СВЕРХВЫСОКАЯ МОТИВАЦИЯ. ВОЗМОЖНО, БОЛЕЗНЕННО ЧЕСТОЛЮБИВ
КЛИНИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
БОЛЬШАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ "PA" РАССТРОЙСТВ!
Гендерные профили опросника Кеттелла 16-PF+
Протестируй себя



Вот как-то так. А загадочные "PA" расстройства - это, как выяснилось, всего лишь склонность к психопатизации по паранойяльному типу :)

@темы: тесты, dear diary

18:30 

Человек как явление, или Трибьют Иммануилу Канту

"Всему виной поздние обеды и Французская революция" (с)
В Ростове спор о творчестве и заслугах философа Канта закончился дракой со стрельбой

А еще говорят, что, мол, современник наш в массе чужд высоких идей :) Дорого бы я дал, чтобы услышать этот "спор" :lol:

@темы: текущее, the bored kids and their games

11:22 

"Всему виной поздние обеды и Французская революция" (с)
Мне приснился странный сон, - будто бы есть определенная категория вещей, умеющих притворяться другими вещами.

Более того, их распространение в обыденном мире весьма велико, - скажем, на пять "настоящих" предметов обихода и проч. - стол, нож, книга и т.д. - приходится один симулякр. (Термин употреблен скорее условно, т.к. описываемый предмет ни по внешнему виду, ни по своим функциям абсолютно ничем не отличается от "собратьев", - только лишь тем, что на самом деле является чем-то другим.) Любопытно, что во сне мне даже было известно, как выглядят вещи-притворщики по-настоящему, - как небольшие черные, гладкие и блестящие резиновые "бублики", похожие на миниатюрные автомобильные шины. Непонятно, правда, откуда я мог бы это знать, ведь они все время присутствовали в чужом обличье, - причудливая паралогика, столь часто свойственная сновидениям.

И вроде бы, по сюжету сна, это - естественный порядок вещей, и все принимают существование симулякров как нечто само собою разумеющееся... но постепенно во мне растет тревога, я начинаю с болезненной навязчивостью присматриваться к любой мелочи, пытаясь подстеречь тончайшие ее метаморфозы, - на самом ли деле она - то, что она есть, или же только прикидывается собой?.. Когда эти мучительные размышления переходят почти что в панику, я просыпаюсь, и еще долго по пробуждении мне кажется, что все сущее наяву - лишь продолжение того сна.

@темы: текущее

21:12 

просто тест

"Всему виной поздние обеды и Французская революция" (с)
Результат теста на определение моего типа привязанности:

Поздравляю!

У Вас – избегающее-отстранённый тип привязанности.

Вы можете обходиться без близких эмоциональных отношений; Вам важно чувствовать свою свободу и самодостаточность, поэтому Вы предпочитаете ни от кого не зависеть сами и не вызывать зависимость от Вас у других.
У Вас преобладают общечеловеческие ценности.
Такие люди считают, как правило, что самое важное в жизни - делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение Идеалистичность во взглядах, приверженность к соблюдению этических норм в поведении и детальности.


Интегральная оценка:
Вы «за» себя

Самоуважение:
Вы верите в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, Вы можете контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимаете самого себя.

Аутосимпатия:
Вы одобряете себя в целом и в существенных частностях, доверяете себе и у Вас позитивная самооценка

Ожидаемое отношение от других:
Вы скорее ожидаете позитивного отношения к себе от окружающих.

Самоуверенность:
Вы не уверенны в себе.

Ожидаемое отношение других:
Вы скорее нравитесь другим людям.

Самопринятие:
Вы принимаете себя таким, какой Вы есть.

Саморуководство:
У Вас хорошо получается руководить собой и своими действиями.

Самообвинение:
Вы не склонны обвинять себя во всех неудачах.

Самоинтерес:
Вы близки самому себе, Вам интересны собственные мысли и чувства, Вы общаетесь с собой «на равных», Вы уверены в своей интересности для других.

Понимание собственных потребностей:
Вы с трудом понимаете свои желания и потребности.
Пройти тест

Littera scripta manet

главная